г.Коркино, Коркинский разрез (угольный)
// August 16th, 2010 // Челябинская область
Как поселение Коркино возникло в середине XVIII века. Это была небольшая деревня, расположенная в 14 верстах от Еткульской крепости, на оживленной степной дороге из Челябинской крепости в Оренбург и Верх-Яицкую крепость, на реке Чумляк.
Рядом с городом расположен самый глубокий в Европе угольный разрез. Сегодня его глубина 480—500 метров и в ближайшее время планируется углубление до 520 метров. Коркинское угольное месторождение открыли весной 1931 года. Уже в августе буровики наткнулись на пласт мощностью 100 метров, а чуть позже — 200 метров. На тот момент пласты угля такой мощности не были известны. Разрез строился несколько лет. Вскрышные работы проводили вручную, с помощью обушков, а позднее стали применять взрывы. В историю вошел знаменитый «коркинский взрыв», готовившийся более полугода и сопровождавшийся эвакуацией города. 16 июля 1936 года ровно в 10 часов по московскому времени был произведен взрыв. Масса поднятого грунта достигла более полукилометровой высоты, взрывом было выброшено около миллиона кубических метров земли, сам взрыв зафиксировали все сейсмические станции мира.
С автовокзала в Челябинске каждые 10 минут ходит автобус до Коркино, проезд стоит около 50 рублей. На конечной остановке в г. Коркино расположен мемориал горнякам и шахтерам, недавно отреставрированный.
Дима был нашим путеводителем на Коркинском разрезе, повёл нас сначала на смотровую площадку. Панорамма разреза незабываема, размеры впечатляют.
Начинаем спуск вниз по деревянным лестницам, местами их нет и приходится спускаться по наклону, образованному серпантином дорог.
На дорогах толстый слой угольной пыли, идти нормально не возможно, пыль забивается в кроссовки. Ветром поднимает её вверх и ощущения не самые приятные. А еще вот такие бульдозеры поднимают в воздух эту пыль, ездят к счастью они не так часто.
Вышли к транспортерной ленте, по которой уголь уходит наверх, начали обходить её и я заметил вход в штольню.
Никто из наших компаньонов там не был и мы решили проверить её. Открутив болт мы оказываемся в наклонном съезде вниз.
Сам съезд на своем протяжении имеет 2-3 сбойки, одна из которых тоже имеет выход наружу. Спуск довольно продолжительный и идет под большим углом вниз, имеет несколько поворотов. Мы очень надеялись, что внизу есть выход – потому что подъем по скользкому наклоннику не предвещал приятных эмоций. Так как в хим.защите был лишь я один, все остальные ругались и матерились, проваливаясь в грязь. Потом запахло сереводородом, сразу вспомнилась река Мацеста на юге, точно такой же запах тухлых яиц. Мелькает свет в конце штольни и мы выходим на поверхность.
Открывается непередаваемый вид, на противоположном склоне на поверхность выходят газы, напоминающие гейзеры. Внизу поляна с травой…озеро…а вверх уходят борта разреза и конца им не видно…
Почему-то сразу идут ассоциации с Исландией, хоть я там ни разу и не был. Поэтому ниже фотка “я в Исландии”
Где-то полчаса полюбовались красотами, даже не верится что такое можно увидеть на Урале. Со смотровой площадки не было такой шикарной картины как здесь.
Но время идет и надо подниматься наверх, лестниц нет и приходится карабкаться по отвалам породы. И вот мы вышли к нижней транспортерной ленте, по которой грунт идет вверх. Очень хотелось сесть на неё и поехать…
Ярко светит солнце, а мы довольные шлепаем по пыльной дороге вверх, к так называемому подземному трамваю, на котором мы планировали проехать вверх. Дальше 10 минутный диалог с рабочим разреза и нам объясняют как выйти к Людскому стволу №2, рядом левее расположен такой же грузовой. Открываем деревянную дверь и перед нами открывается длинный коридор, вдоль стен которого висят люминесцентные лампы. Такая приятная прохлада, после утомляющей жары расслабляет…
Идем по направлению к месту погрузки, пришли, никого нет…
Попили воды из крана, умылись и как раз приехал наш трамвай. Напоминает американские горки, сели, пристегнулись – поехали!) Вид через лобовое стекло:
Трамвай поднимают на тросе, по наклонному съезду, ощущения непередаваемые, я был искренне рад такой поездке. И вот несколько минут подъема и мы на поверхности, нам объясняют как выйти с территории рудоуправления. Сама территория является закрытой, и трамвай предназначен для спуска рабочих, а не для катания посетителей, как можно подумать из моего рассказа =)
По пути нам показали автомат, совковых времен, при нажатии на любую кнопку там в банку наливается простая вода, что впрочем весьма доставляет.
После Коркино все разъехались по домам, время уже 23 часа, я решил рвануть автостопом по маршруту Челябинск – Миасс – Златоуст – Бакал – Юрюзань – Аша, по пути глянув все эти города. Конечной целью было посмотреть место катастрофы в 11 км от г.Аша
Пока добирался до трассы со мной познакомилась какая-то в хлам пьяная, но вполне симпатичная девушка, которая хотела составить мне компанию и даже была согласна жить у меня. Шедеврально придумала, ничего не скажешь. Посмеялся с неё и двинул дальше на федеральную трассу М5, на Москву!
Сначала автостоп шёл довольно удачно, но оказавшись в горах под Златоустом и простояв полтора часа я понял, что так дело не пойдет и надо что-то делать. Вблизи никаких поселений нет, одни горы и деревья, вспомнив передачи по Discovery «Выжить любой ценой» начал выбирать место для ночлега. Так как с собой не было спальника, палатки, пенки, еды, ножа и даже спичек – пришлось довольствоваться полотенцем и хим.защитой. Послушав рассказы про животных в этих краях, решил выбрать место в ущелье скалы, накрытое упавшим деревом. «Там меня хоть ни сразу съедят» – это было хорошим аргументом. Дальше встал вопрос о распределении тепла, решил что надо обмотать полотенце вокруг почек, дабы избежать их охлаждения. Постелил низ хим.защиты, накрылся верхом и начал пытаться уснуть. Какого это засыпать одному холодной ночью в лесу в горах сложно описать, но в целом вспоминаю с улыбкой на лице.
Встав с утра автостоп опять же не шел, спустя час я поймал автобус и вернулся в Челябинск. По пути из собеседников собрал много интересной информации по шахтам, штольням и полигонам Челябинской области, которые обязательно проверю в ближайшее время.
Большое спасибо Саше и Дмитрию за фотографии.
Не знаете на какой концерт сходить осенью? Билеты на концерт Александра Розенбаума будут лучшей Вашей покупкой.
Если Вы задались поиском квартиры посуточно в Бузулуке, обязательно посетите сайт Vbuzuluk.ru, на нем вы сможете арендовать квартиру на сутки-двое и это обойдется Вам значительно дешевле номера в гостиницах или отелях Бузулука.
Поисковые фразы: г.Коркино, Коркинский разрез, подземка, самые красивые места россии, Угольный разрез
Хорошая статья, искренне, мне очень понравилось,
автор вообще всегда радуете читателей вашими творчеством.
здесь с многим сложно не согласится.
от всего сердца продолжайте в том же духе.
Спасибо, я через 3 недели уезжаю в Африку, скорее всего буду вести блог в немного другом формате, выпуски будут более регулярные)