Путешествие к подножию Эльбруса, северный склон

// July 13th, 2011 // Кабардино-Балкарская республика

Екатеринбург-Москва-Краснодар

Прощаясь в аэропорту со своими братьями и девушкой я даже не мог предположить, насколько трудным будет мой предстоящий отпуск. Из каких мелочей сложится моё успешное восхождение на Эльбрус с севера. А теперь обо всем по порядку…

Аэробус А-320  плавно отрывается от взлетно-посадочной полосы аэропорта Кольцово.  Именно в этот момент я осознал, что мои приключения только начинаются.  В полёте как обычно вместо молодых и симпатичных девушек, рядом со мной попались бабушки и маленькие дети, кормить почему-то напрочь отказались и пришлось голодать весь полёт, не покупать же пачку печенья за 100 рублей.  Посадка в Москве произошла уже поздно ночью и я до утра пытался уснуть уткнувшись в рюкзак. Ближе к утру приехала московская подруга Лена. Прогулялись с ней до камеры хранения, чтобы сдать моё снаряжение. При входе висит надпись: стоимость суток 150 рублей + 2% стоимости багажа, далее диалог:

– Мне бы вот этот рюкзак сдать

– Хорошо, сколько там ориентировочная стоимость? Тысяч 40-50?

– Да не, рублей 500

– Ты случайно не еврей?

– Да не, просто ушлый : )

Посмеявшись, берет с меня 200 рублей и желает удачно провести время. Погуляв по Красной площади  и попив Чешского пива – прощаемся и аэроэкспресс возвращает меня в аэропорт.  В Шереметьево при посадке на Краснодар у меня всё-таки конфисковали баллоны с газом, при том что я пронес их уже через два контроля, выдавая за кислородные, но вызвали на спец.контроль и естественно надписи на баллонах меня подставили, пришлось улетать без них.

Краснодар – Минеральные Воды – Баксан – Кисловодск – Кичи-Балык

Прилетаю в Краснодар, таксисты как всегда предлагают провезти несколько километров за символическую плату в пару тысяч рублей. Все события, происходящие дальше сложились в самом лучшем для меня образе. Приезжаю в Минеральные воды и покупаю билет до Пятигорска, так как в направлении Терскола ничего нет.  Когда мой автобус уже стоял у платформы, я решаю приобрести  талон на багаж, и при входе  мне предлагают подбросить до Баксана за 100 рублей. Терять такой шанс нельзя, и закинув вещи в автобус – я наблюдаю пролетающие за окном пейзажи.

На повороте в ущелье стоит БТР, военные, и требуют  предъявить местную прописку, если такой нет – можешь смело ехать домой… вот те раз… На остановке одиноко сидит седой мужчина, средних лет, напротив него лежит с десяток рюкзаков. Подхожу и спрашиваю по поводу Эльбруса и возможности подъема на него. Смотрит на меня с улыбкой и говорит:

– Ты не в курсе про режим контртеррористической операции (КТО)?

– Конечно в курсе, но не думал, что всё так серьезно.

Моего нового знакомого зовут Влад и он занимался прокатом альп.снаряжения на Южном склоне Эльбруса. Предлагает поехать с ним на склад в Кисловодск, туда должен приехать гид с Украины, который планирует вести группу по северному склону. Прибыв на склад перебираем, просушиваем альп.снаряжение, параллельно консультируюсь по поводу своего снаряжения, вроде всё в порядке, разве что у меня нет варежек и пуховой куртки.

Ближе к вечеру гид так и не вышел на связь, поэтому покормив меня борщом, мои новые знакомые предлагают поехать завтра на сплав и водопады, но какие водопады, когда я приехал для восхождения на Эльбрус. Отвезя меня на окраину Кисловодска – желают успешного восхождения. Примерный маршрут объяснили, но никто из них лично на Северном склоне не был, в добавок все карты у меня только на Южный склон, хорошо,  что в навигаторе есть хотя бы координаты Джилы-Су. Иду и удивляюсь сюрреалестичности пейзажей Кавказа.

Ближе к посёлку Кичи-Балык останавливается машина и предлагает подбросить пару километров до посёлка, отказываться, когда у тебя за спиной 25 килограмм и идти еще несколько суток было бы глупо. Понемногу начинает темнеть, поднимаюсь по серпантину вверх, прохожу несколько километров и вижу  вдали на фоне алого заката заброшенные дома, лагерь решаю ставить прямо между остатками жилищ.

восхождение на эльбрус с севера

Картина на самом деле была такая: стоят несколько домов с выбитыми окнами, сияя темными уголками пыльных помещений,  и картина напоминает место для съемки триллера. Пока ставил палатку, что-то меня надоумило добавить в термос с водой лимонной кислоты, чтобы было вкуснее. Но то, что мне потом на этой воде готовить ужин в голову как-то не пришло, в итоге поплевавшись лёг спать голодный.

Поляна Нарзанов – Хасаут – Кошара

На рассвете выхожу из палатки и впервые в жизни вижу вершины Эльбруса, когда смотришь на него – понимаешь всю монументальность и непоколебимость гор, даже смутно я не могу себе представить, как на него возможно взойти. В тот момент у меня даже защемило в груди… Это же невозможно…

Собираю свой маленький лагерь и иду в направлении поляны Нарзанов, сбивая китайские кроссовки о пыльные дороги приэльбрусья.

Несколько часов спуска в долину и уже виднеются строения заброшенного комплекса, там же расположился татарстанский ОМОН. Ребята отзывчивые, сразу начали интересоваться, откуда я иду, почему иду один и откуда в моей гениальной голове такие дурные мысли. Разговор зашёл за службу, за девушек, за армию в целом. Почти силой заставили попить чаю, поесть печенья и сфотографироваться у нарзана.

Каждый считает своим долгом отмочить шутку из серии: ”Скажи, как хоть тебя звали, а то даже родственникам и девушке нечего будет передать”

Блокпост закрыт для прохода/проезда, пускают только рабочих по спискам, но бойцы уверяют меня, что можно пойти в обход, только это крюк в 45-50 километров. Идея поубивать всех ледорубом  и быстро пробежать – мелькнула в моей голове, но спустя несколько минут я иду на объездную дорогу. Грунтовая дорога протянулась к посёлку Хасаут, за  рассматриванием заброшенных домов и стай бабочек проходит несколько часов.

Останавливаюсь на привал,  и среди гула горной реки слышу шум приближающегося транспорта, выхожу на дорогу и вижу на горизонте трактор с телегой груженной сеном.Водителя зовут Ислам и он с радостью готов подбросить меня до Хасаута, но мы обязательно должны заехать по пути к его другу.

Покосившаяся кошара (дома, в которых проживают пастухи), стены потрескались и внутри стоит пресный запах. На стенах висят вросшие в побелку ковры со сложно различимым орнаментом, время заметно истаскало их. Сажусь на кровать, из которой в солнечном свете поднимается небольшое облако пыли, на маленьком столе откуда-то появляется пиво, водка, рубленое мясо и национальные блюда. Мне как человеку не привередливому, всё же есть национальную пищу не сильно хотелось, но чтобы не обидеть хозяев медленно ем, стоит отметить, что это было вполне съедобно.

На улице мне предлагают сделать пару шикарных кадров, как я сижу на лошади на фоне гор, чтобы по приезду я смог всем похвастаться, что ехал по горным перевалам на лошади. На самом деле лошадь держат за верёвку :)

Попрощавшись возвращаюсь на своё место в телеге с сеном и подлетая на ухабинах любуюсь открывающимися просторами. За поворотом уже виден посёлок, и Ислам предлагает остаться ночевать у него, но время только 15 часов, за это время я пройду еще десяток километров по перевалам. Накинув рюкзак бреду по дороге, незаметно тучи заполнили ущелье, и в воздухе повисло напряжение. Еще минут десять и меня накрывает шквальным ливнем, сильные порывы ветра и разносящиеся по ущелью раскаты грома.

Пока я успел достать плащ-палатку из бокового кармана рюкзака, я был мокрый насквозь. В такие дожди горные ручьи превращаются в настоящие реки, и перейти их становится довольно проблематично. По началу я снимал обувь и закатывая штаны переходил их, но через десять минут промокнув окончательно я просто шел в кроссовках прямо по ним. Начался подъем на перевал, по горной дороге стекают ручьи грязи, осложняя итак не самое приятное восхождение. Там в селе Ислам описал мне маршрут, по которому мне предстоит идти, чтобы к вечеру выйти к кошаре. Разница лишь в том, что я первый раз в таких горах и ориентироваться без карт довольно сложно. Матерясь за то, что не расспросил маршрут до мелочей выхожу на перевал, естественно из-за стены дождя ничего не видно, и никаких горных тропинок я не вижу, присаживаюсь под кустом, и начинаю есть подаренные мне конфеты, с символичным названием “Взлёт”.

Погода стала налаживаться, еще несколько сотен метров набора высоты и открывается панорама окружающей местности, вдалеке видны кирпичные строения. Добиваю, оставшееся расстояние в направлении домов, но подойдя ближе понимаю, что все они разрушены, лишь небольшой фургон кажется целым. Вышедший навстречу парень лет двадцати,  представляется Олегом, в первую очередь он хвастается своим русским происхождением и приглашает меня пройти внутрь,  попить чаю. За ужином Олег считал своим долгом, постоянно напоминать мне, что он тоже  русский, хотя я вроде бы никогда не испытывал дискриминации к другим национальностям, ну да ладно.

Он же мне рассказывает, что в советские времена здесь был молочный завод, но после развала все забросили, шквальными ветрами в зимнее время обвалились стены и крыша. Местные пастухи приходят сюда в начале июня и уходят в середине октября, всё это время их скот пасется на этих лугах высокогорья. Ближе к ночи возвращается его напарник Хуссейн, ругая военных, отправивших меня таким длинным путем, предлагает поужинать с ними, но на сегодня национальной еды с меня хватит, и я доедаю свои стратегические запасы сублимированной пищи. Ранним утром выхожу на дорогу, в надежде, что кто-нибудь обязательно поедет в направлении Джилы-Су.

По рассказам местных идти еще километров 25, но никто из них там тоже ни разу не был. Еще у каждого второго там есть мечта побывать на Эльбрусе, и они все знают, что обязательно побывают, вот только времени никогда нет. Иду, смотрю себе под ноги, взгляд ловит в пыли патрон калибра 7.62, такие используются для снайперских винтовок и пулеметов Калашникова… откуда он здесь? Для кого предназначался? Снова начался дождь, навстречу едет несколько УАЗиков, водитель говорит, что идти еще довольно прилично и к ночи я не дойду туда, при том, что я прошёл уже более 20 километров, а предстоит еще спуск в ущелье и траверс стены на 2800. Сокращая по возможности горные тропы – спускаюсь к реке, недооценив скорость течения реки несколько раз упал и окончательно промочил свои джинсы, стряхивая воду и ругаясь на самого себя прохожу 30 метров, где дорога снова пересекает эту реку, вот подстава так подстава.

Решаю идти по холмам вдоль берега, лишь бы не переходить эту реку еще два раза. Подъем на стену преодолел за несколько часов и уже к ужину оказался возле будки строителей, которые строят здесь дорогу к олимпийским играм, что-то вроде резерва.

Накормив и дав в дорогу целый пакет конфет, строители провожают меня в дальний путь, сказав, что через 3-4 километра будет заброшенная строительная будка. Ливень сменяется моросящим дождем, с небольшими порывами ветра и я перемешивая грязь дорог иду по серпантину, но в горах  с погодой вечная проблема и через полчаса на перевале меня накрывает дождь с градом, встречные порывы ветра, не дают сделать даже пары шагов. Упав несколько раз в грязь, и промокнув насквозь – я с еще большим энтузиазмом шёл вперед к Эльбрусу.

Из-за облачности видимостью не больше 20-30 метров, понимая, что если строительная будка стоит хотя бы в 50 метрах от дороги – я не замечу её. К счастью, промахнуться мимо будки мне было не суждено, завесив дверь полиэтиленом – ложусь спать. Проснувшись в 6 утра, и понимая что сейчас надо будет одевать мокрые джинсы, мокрые кроссовки и носки – настроение сразу испортилось. Ругая себя за то, что не лежу на горячих пляжах Черного моря – одеваюсь и выхожу на маршрут.

Часам к 10 я уже прошел Джилы-Су и вышел в Долину Сурх (2500 метров), там я познакомился с русско-украинской группой альпинистов, сегодня они уходят на акклиматизации на 3800, мне же советуют отдохнуть и прогуляться до нарзанов и водопадов.  Переодевшись в зимнюю одежду, меня посетила гениальная идея постирать вещи в горной речке, а так как вода там уж очень холодная, я со всей своей креативностью придавил вещи камнями и пошел на водопады.

Спускаюсь в долину Джилы-Су, там стоит гостиница президента Кабардино-Балкарии и несколько домов смотрителей национального парка, которые по началу даже пытались взять с меня деньги за вход в парк, но потом поняв бесперспективность пригласили в дом пить чай. Вдоволь накупавшись в горячих нарзанах, отправляюсь на поиски нескольких водопадов.

Водопады Султан и Кызылкол я нашел моментально, а вод крайний на реке Каракая-Су (Черная вода) нашел спустя полчаса блужданий по горным тропинкам, рядом с ним тоже есть небольшой нарзан, якобы полезный для почек.

Водопад завораживает своей красотой, во все стороны летят брызги воды…

Но надо возвращаться в базовый лагерь, альпинисты вернуться через несколько часов  с восхождения, и надо будет обсудить планы на завтра. Пока я возвращаюсь назад вновь начинается дождь, то что грязные ручьи стекают в реку и она становится мутного цвета объяснять наверное не стоит…какого цвета стали мои джинсы соответственно тоже можно догадаться. Лежа на кровати в ожидании группы засыпаю… Прочитать о восхождении на Эльбрус с севера


Путешествия по России и всему миру вместе с сайтом «Мир вокруг тебя». Пусть путешествия приносят истинное удовольствие, а мы обязательно вам в этом поможем.


Отдых на Кавказских Минеральных Водах. Гостиницы КМВ, санатории, базы отдыха.


В компании PROFLIDER вы всегда сможете заказать дешевые входные двери, который отвечают всем стандартам качества.


Поисковые фразы: , , , , ,

Интересные темы:

4 Комментариев к “Путешествие к подножию Эльбруса, северный склон”

  1. Ouch! says:

    Невский, это офигительно! Но представляю, насколько трудно!

    • Nevskiy says:

      Вот сейчас я читаю и мне кажется что это было не так уж сложно. Но когда я был там, в приэльбрусье, и наматывал в день по 35-40 километров по перевалам, то просто падал, потому что не было сил встать и идти дальше….думал что умру где-нибудь там на подходах к эльбрусу :) Не умер, значит могло быть и посложнее :))

  2. Вячеслав says:

    Очень понравился отчет! Может из-за того, что эти места – моя Родина – правда я там был в 2004, а места все знакомые, в Кичи-Балык родственники у меня, в крепости я был (её кстати за 1 (одну) ночь построили) …Респект!!!

Оставить Ответ

  1. Before you submit form: