Шахта “Черный тюльпан”

// October 1st, 2010 // Челябинская область

Вот и сбылась наша мечта побывать на угольной шахте  «Черный тюльпан», название было придумано – в связи с добывающимся там бурым углём. Экскурсия состоялась благодаря   Дашуле , которая выбила её через геологов. Сначала был легкий диссонанс, ни сразу понял почему бурый уголь черного цвета, но толковые маркшейдеры мне шустро все объяснили, к сожалению объяснения я забыл, а гуглить неохота. Экскурсия начиналась в 8 утра, поэтому к 7 нам уже надо было быть в рудоуправлении. Выехали в 3.30 и как раз к 7 подъехали, зашли…на стенах висят старые снимки шахты, агитационные плакаты. На экскурсию нас отправили с главным маркшейдером, поэтому небольшой инструктаж мы проходили в его кабинете. Аксонометрическая схема добычи угля нереально огромная, действующая часть по сравнению с пройденными масштабами за 60 лет (435 километров выработок) ничтожно мала. Показали на схеме как пройдет наш путь, посмеялись над тем, что я в белых штанах и белой куртке. Говорят Никита Хрущев, когда приезжал в шахты Кузбасса, тоже ходил полностью в белом, сравнение меня очень порадовало. Была попытка запретить нам взять с собой фотоаппараты, но потом пошли на уступки и запретили снимать со вспышкой. Счастливые топаем получать шахтерские шмотки – нательное белье, роба, ремни, каски. Пока мы со Стасом одевались, Даша ныла, что мы медленные и капуши.
Все готово, получаем самоспасатели и коногонки. Процесс довольно простой, получил, одел, свалил в шахту. Даже Стаса, похожего на контуженного парня туда пустили.

Возле клети нам выдали жетоны смертников с порядковыми номерами и пошли минуты ожидания.

Посадили в клеть и отправили на -480 горизонт. Сначала наклонный спуск 17 градусов, порядка 800 метров…а потом стало гораздо хуже. Справа идет транспортерная лента и она изгибаться не может, тоесть все неровности тоннеля приходится пролезать, благо комбайн сломался и лента не работала.

Стоят балки, высота порою не превышает одного метра, повсюду какие-то перегородки, торчит арматура. Если бы произошел обвал, вряд ли бы кто-то из нас успел выбежать по таким дурацким проходам. После золотодобывающих шахт – угольная кажется ужасной, но они и считаются самыми тяжелыми по добыче.
Все крепления штрека металлические, и порода схлапываясь создает такую нагрузку – что они даже изгибаются под ней и кажется, что еще немного и лопнут.

Прошли пару мест, где они всё-таки лопнули, там соорудили защитные перегородки.
Над транспортерной лентой стоят контейнеры с жидкостью, чтобы в случае взрыва они опрокинулись и потушили (частично потушили) очаг возгорания.

Раньше висели мешки с водой, идущий впереди меня маркшейдер тихо произнес: «Угу…презервативы назывались». Даша представила себе ряды презервативов свисающих с потолка:

Проходим поворот на лаву, и тут один из шахтеров начинает очень громко что-то кричать. Я вообще думал, что именно так кричат «Паника! Паника!», когда шахта вся взрывается и всему приходит пиздец – но всё оказалось банальнее, чтобы не ходить по узким проходам и общаться между собой они кричат.
Но это еще самые простые участки в шахте, а мы идем в лаву (горная выработка, очистной забой, где непосредственно добывается уголь), там работают ГРОЗы (горнорабочий очистного забоя) – это самая тяжелая и самая оплачиваемая работа в шахте (17 тысяч рублей).
Стоит огромное сооружение, по которому ходит комбайн и срезает со стен породу, комбайн сломался и простаивал уже 2ой день, что было недопустимо, так как порода схлапывается и начинается обрушение.

Если на пути добычи комбайна попадется твердая порода – её взрывают, но не стандартным аммонитом, а углеритом или Т-19, при взрыве которого не происходит выброса огня. Наша лава была №56 длиной 122 метра, а вот соседняя лава №50 была закрыта в связи с пожаром – который не смогли потушить, и похоронили лаву вместе со всей техникой.
Привели нас в лаву – навстречу идет начальник ГРОЗов, на фразу нашего маркшейдера: «Я привел тебе помощников» – он ответил: «Помощников в белых касках не бывает» и кинув презрительный взгляд прошел дальше. Шагая по грязи и перелезая через транспортный путь комбайна – мы продвигались дальше. Один из шахтеров кушает свой тормозок (сверток еды, который они берут из дома в шахту), другой лопатой разгребает транспортерную ленту. Жизнь в шахте идет своим чередом.
Посмотрев остальную часть мы идем в обратный путь по наклоннику, проходим несколько вент. перегородок, на которых стоит сигнализация. Сигнал оттуда идет на пульт диспетчеру, но стоит она для того, чтобы контролировать закрытость дверей, иначе можно перекрыть доступ воздуха к лаве и будет очень плохо. Во избежание взрывов воздух из шахты откачивается, и создается низкое давление, из-за чего удается избегать взрывов метана. В штреке стоят КОЗЫ (вагонетка с удаленными передними и задними бортами), мы были очень удивлены, ранее такие нам никогда не встречались.

Идем в обратный путь, проходим насосную станцию и выходим к наклоннику.

Стояли снимали возле клети,пока ждали очереди, стоило мне сказать: «Ну всё, я уже устал снимать» как голос всевышнего объявил на всю шахту что можно грузиться в клеть и мы рванули вверх…не такие грязные как хотелось, но счастливые.

– Станислав, скажите пожалуйста, какие эмоции вы испытали после экскурсии по угольной шахте?

– Привет, мама…


Качественные и недорогие автозапчасти шкода от производителя!


Поисковые фразы: , , , , ,

Интересные темы:

1 Комментарий к “Шахта “Черный тюльпан””

  1. Даниил says:

    Здравствуйте! А кто ответит мне, что это за баночка такая через плечо одета, вот мы на шахте такие же нашли и интересно что внутри?

Оставить Ответ

  1. Before you submit form: